Работая с оцифрованной кинопленкой, можно столкнуться с чрезмерно зернистым изображением. Особенно, это актуально при оцифровке в 4К разрешении.
Решение этой проблемы казалось бы банальное: использовать фильтры подавление шума в изображении. Но существенный недостаток такого метода — заметное снижение детализации.
Забегая вперёд, скажу, что метод описанный ниже использует стандартные фильтры AE для подавления шума. Но, как говорится, есть нюанс.
Немного теории
Можно пропустить теорию и перейти к практической части: Обработка изображения.
Немного о том, что из себя представляет пленочное зерно и откуда оно берется ([2]):
Во время проявления скрытого изображения происходит усиление в сотни миллионов и десятки миллиардов раз результатов действия лучистой энергии на светочувствительный слой кинопленки. Этот слой после проявления называют фотографическим. Проявление может быть химическим, физическим и смешанным. Под химическим проявлением понимают процесс, при котором восстановление микрокристаллов галогенида серебра в металлическое серебро начинается с центров скрытого изображения и постепенно распространяется на весь микрокристалл. В начале серебряные частицы, образовавшиеся на центрах светочувствительности и ставшие центрами проявления, растут во всех направлениях равномерно. В дальнейшем эти частицы вытягиваются в нити и создают зерно из массы серебряных нитей. Восстановление одного микрокристалла не распространяется на другой, не содержащий центров проявления. Такое восстановление имеет место, если другие микрокристаллы не находятся в непосредственном контакте с экспонированным микрокристаллом. Контакт между микро кристаллами может возникнуть при инфекционном проявлении, под которым понимают условия, способствующие восстановлению не только экспонированных микрокристаллов, но и находящихся с ними поблизости микрокристаллов, не подвергавшихся действию света или имеющих лишь субцентры скрытого изображения.
Ключевые моменты, важные для последующей обработки фильтром:
- При условии отсутствия вуали, в кадре в зонах недостаточной экспозиции зерна почти не будет. Если упрощенно, то в процессе проявки в этих зонах обработанный слой эмульсии будет «вымываться». Видны будут только следы механического и химического воздействия на подложку пленки и прилипшие частички пыли.
- В зоне избыточной экспозиции (пересвета) будут весьма плотные скопления зерна.
- Наличие вуали снизит контраст изображения, что в итоге создаст постоянную зернистую «пелену» на изображении. Визуально после проявки пленка выглядит словно слегка засвеченной, даже неэкспонированная область содержит явный слой обработанной эмульсии.
- На все перечисленные выше аспекты напрямую влияет режим процесса проявки.
Тут еще нужно сделать уточнение, что обращаемые пленки сначала проявляются как негатив, после этого засвечиваются и проявляются повторно.
Обработка изображения
1. Создаем дубликат слоя с секвенцией
Первое, что нужно сделать после создания композиции с секвенцией, которую мы будем редактировать — создать копию слоя. Верхний слой будет обработан фильтром шумоподавления, нижний — будет содержать исходную версию секвенции, без обработки.
2. Накладываем фильтр Luma Key (Ключ яркости)
Чтобы получить желаемый эффект, нужно сперва «отбить» ту часть изображения, которая не будет обрабатываться фильтром шумоподавления. В представленном примере, нам нужно оставить без изменений часть изображения содержащую темные оттенки.
Используем фильтр Luma Key для этого.
Параметр | Описание |
Key Type | Определяет диапазон яркостей изображения, которые будут исключаться. |
Threshold | Устанавливает значение яркости, на котором будет выполняться срез изображения. |
Tolerance | Устанавливает диапазон значений, которые необходимо исключить. Более низкие значения исключают меньший диапазон значений вблизи порога. Более высокие значения исключают более широкий диапазон значений. |
Edge Thin | Регулировать ширину границы выделенной области. Положительные значения заставляют маску увеличиваться, увеличивая прозрачную область. Отрицательные значения сжимают маску. |
Edge Feater | Определяет размытие края выделенной области. Более высокие значения создают более мягкий край, но для рендеринга требуется больше времени. |
3. Удаляем зерно фильтром Remove Grain (Удалить зернистость)
На этом этапе можно использовать любой фильтра для устранения зернистости изображения, который дает желаемый результат. Ниже приведен пример настроек для фильтра Remove Grain.
Финальный результат
Результат обработки, сравнение исходного кадра и финального:
Фрагмент обработанной секвенции:
В качестве еще одного примера, 16мм кинопленка обработанная по описанному методу:
Комментарии можно оставить в посте в ВК: https://vk.com/cinereelproduction?w=wall-141662759_4
Ссылки и источники:
[1]: De-Noise Your Footage WITHOUT Losing Sharpness | Premiere Pro Tutorial / Youtube
[2]: «Кинофотопроцессы и материалы», Иофис Е. А., 1980 г.
[3]: Паблик «Утерянная кинопленка» в ВК
[4]: Канал на Youtube
Другие статьи: